Сайт музыкального руководителя Капкаевой Венеры Наильевны
Опыт работы музыкального руководителя Капкаевой В. Н.Применение игровых методов и приёмов в музыкально-образовательной деятельности, как эффективного способа развития музыкальности детей дошкольного возраста. Опыт работы. Содержание 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. 2. Условия формирования идеи опыта. 3. Теоретическая база опыта. 4. Технология опыта. 5. Анализ результативности. 6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. 7. Адресные рекомендации по использованию опыта. 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.» (В.А. Сухомлинский) Становление опыта началось в 2015 году. Сегодня я, как многие педагоги, озабочена поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. В свою очередь я задумалась: как сделать каждую встречу с моими дошкольниками праздником? В поисках ответа я изучила большое количество работ ведущих специалистов в области музыкального воспитания и пришла к выводу, что игра является той движущей силой, в процессе которой происходят удивительные изменения личности ребёнка. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то тут игра приходит на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство. Игра – это «волшебная палочка», при помощи которой можно научить ребёнка петь, красиво двигаться, слушать музыку, музицировать. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В условиях музыкально – образовательной деятельности игровые методы и приёмы носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, взаимодействия на основе познавательных интересов. Что способствует достижению высоких результатов в развитии музыкальности детей и даёт возможность ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может с помощью условных действий. В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры. Актуальность опыта. Очень своевременно Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования сформулирована мысль о том, что в детских садах учебный процесс – это детская игра и она является основным видом деятельности дошкольника. Это заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Поэтому становится актуальным поиск наиболее эффективных форм, методов и приёмов в музыкальном воспитании детей, с целью повышения успешности музыкального воспитания и высокого уровня сформированности музыкально – эстетической культуры детей. На мой взгляд – игровые методы и приёмы – это практически единственная эффективная форма участия дошкольников в музыкальной деятельности.
2. Условия формирования идеи опыта. Развитие музыкальности детей дошкольного возраста через введение в музыкально – образовательную деятельность игровых методов и приёмов, способствует непроизвольному обучению детей в игре, не нарушая их психофизического состояния, позволяющих вовлечь ребёнка в музыкально-игровое творчество и занятие интересным, увлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, что приводит к быстрому и ненавязчивому усвоению музыкального материала. Функции игры. Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции: Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие. Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение. Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения. Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде. Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения. Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
3. Теоретическая база опыта. Теоретической базой опыта стали работы ведущих экспертов и специалистов в области музыкального воспитания дошкольников: - Радыновой О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников» - Анисимовой Г.И. « 100 музыкальные игр для развития дошкольников» - Евтодьевой А.А. «Учимся петь и танцевать играя» - Каплуновой И., Новоскольцевой И. «Праздник каждый день» - Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» Основной идеей этих работ является применение игровых методов и приёмов музыкально - образовательной деятельности дошкольников, имеющих направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, двигательных навыков, эмоциональной сферы, творческих и коммуникативных способностей детей. Изученный мною материал способствовал пересмотру взглядов на организацию музыкальной деятельности детей в условиях ДОУ, что вызвало необходимость привнести в свою работу с моими воспитанниками игровые методы и приёмы, позволяющие всесторонне влиять на развитие музыкальности каждого ребёнка. 4. Технология опыта. Сегодня становится очевидным, что музыкальное воспитание детей дошкольного возраста призвано не только дать первичные музыкальные сведения, но и выявить природный творческий потенциал, обогатить интеллектуальную и эмоциональную сферу, сформировать музыкально-эстетическую культуру личности. Руководя играми, я использую разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, я незаметно для них направляю игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость игры. Иногда рассказываю о каком-либо событии, что создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживаю его по ходу игры и, как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руковожу развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей веду их к определённому результату. Поддерживаю и пробуждаю детскую деятельность чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п. Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения. Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Не следует допускать излишней медлительности и ненужного убыстрения темпа игры: убыстрённый темп вызывает иногда растерянность детей, неуверенность, несвоевременное выполнение игровых действий, нарушение правил. Дошкольники не успевают втянуться в игру, перевозбуждаются. Замедленный темп игры возникает тогда, когда даются чересчур подробные объяснения, делается много мелких замечаний. Это приводит к тому, что игровые действия как бы отдаляются, правила вводятся несвоевременно, и дети не могут руководствоваться ими, допускают нарушения, ошибаются. Они быстрее утомляются, однообразие снижает эмоциональный подъём. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в музыкально – образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Я в общении с ребёнком придерживаюсь положения «Не рядом, не над ним, а вместе». Моя цель – содействовать становлению ребёнка как личности. Обучая в форме игры я использую различные методы и приёмы, которые подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Выбор игровых методов и приёмов зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Игровые методы: дидактические игры; подвижные музыкальные и коммуникативные игры и танцы; игры – забавы; инсценировки. Игровые приёмы: внезапное появление объектов, игрушек; выполнение взрослым различных игровых действий; введение элементов соревнований; создание игровой ситуации. Практические методы: упражнения; совместные действия взрослого и ребёнка; выполнение поручений. Наглядные методы и приёмы: показ предметов, игрушек, иллюстраций; просмотр видеозаписей, слайдов; включение предметов в деятельность детей и т.д. Анализ результативности. · Дети легче усваивают и запоминают материал занятия; · Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности; · В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки. · Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей. Наряду с традиционными видами детской музыкальной деятельности я активно использую игровые моменты, приёмы и сюрпризы, которые так нравятся детям и создают атмосферу увлечённости, внутреннего комфорта и желания проявить себя в роли активного участника. Трудности и проблемы. Понимая, какое значение имеет игровое творчество в развитии музыкальности моих воспитанников, я стремлюсь создать условия для формирования основ музыкальной культуры детей посредством музыкально – игровых методик, основная цель которых – научить ребёнка самореализации и самовыражению. Но в своих изысканиях я столкнулась с определёнными трудностями, которые связаны с недостаточно сформированной методической оснащённостью Основной образовательной программы ДОУ по разделу «Музыка». Поэтому назрела необходимость привлечения дополнительных источников с целью накопления игрового и наглядного материала по всем видам музыкальной деятельности и включения его в свою непосредственную работу. Адресные рекомендации. Данный опыт может представлять интерес для музыкальных руководителей и воспитателей, активно внедряющих инновационные творческие идеи и разработки в свою практику, находящихся в постоянном творческом поиске. Игра! Что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идёт в детский сад. Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, всегда ожидающие чуда, их быстрый, изобретательный ум, раскрепощённость, неиссякаемый интерес к музыке. Мы с детьми на музыкальных занятиях получаем ощущение радости и с нетерпением ждём новых встреч. 24 октября 2018 в 19:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.